Как понять, что у ребенка нарушен слух?

Опытный репетитор
опубликовано Тьютором

Важность слуховой функции для развития ребенка переоценить сложно. Слуховой орган формируется у малыша еще до рождения. То есть, находясь еще в животике у мамы, детки слышат голоса и другие звуки, могут реагировать на них.

Благодаря слуховой функции, дети в дальнейшем учатся говорить. Сначала накапливают слуховой опыт, прислушиваются, начинают понимать, что значит тот или иной звук, интонация, слово. Потом начинают подражать речи взрослых, тренировать свой голосовой аппарат.

Родители много раз повторяют названия одних и тех же предметов и событий. Так у малыша формируется первый понятийный словарь. То есть, чтобы сказать какое-то слово, его нужно много раз услышать. А чтобы начать задавать вопросы, нужно сначала научиться на них отвечать. Таким образом, без слуха речь формироваться не будет или языковые навыки будут формироваться замедленно (если только малыш не родился в семье глухих родителей, которые общаются с ним на жестовом языке, тогда ребенок тоже учится говорить на жестах).

Для нас слышать настолько естественно, что зачастую мама плохоговорящего малыша даже не может подумать, что причина плохой речи ребенка - в его нарушенном слухе. В статье я расскажу о признаках, по которым можно понять, что необходимо проверить слух ребенка.

В России с 2007 года проводят аудиологический скрининг новорожденных. Если ваш ребенок не прошел скрининг, необходимо через несколько месяцев проверить слух ребенка еще раз. Если же малыш скрининг прошел, то все равно будьте внимательны и обращайте внимание на признаки, указанные ниже.

Потеря слуха может быть обусловлена генетически или физиологически и быть как врожденной, так и приобретённой в следствии травмы, болезни, приема ототоксичных препаратов. Если у ребенка есть нарушение слуха, это необходимо выявить как можно раньше. Ведь если малыш слышит плохо или не слышит совсем, необходимо своевременное лечение или/и слухопротезирование. Очень важно вовремя обнаружить нарушение слуха у ребёнка и обратиться за помощью в сурдоцентр, чтобы предотвратить задержку и нарушения в развитии речи.

Итак, обратитесь за консультацией в сурдоцентр, если:

  • Младенец в возрасте 3х месяцев не замирает от громких звуков и звуков средней громкости на расстоянии до 3-4 метров, не реагирует на речь разговорной громкости. Реакция на звук в этом возрасте может проявляться в виде прекращения сосания, расширения глазных щелей, появления реакции оживления.
  • Малыш реагирует только на определенные звуки с расстояния 3-4 метра (например, на стук и папин голос реагирует, а на мамин голос и колокольчик реакции вы не видите).
  • Малыш в возрасте 6ти месяцев не поворачивает голову в сторону звука, не проявляет реакцию сосредоточения, не реагирует на ваш голос и другие звуки.
  • Когда вы поёте или говорите с малышом, он начинает плакать и нервничать, если теряет ваш рот из вида.
  • Малыш гулил, но гуление не перешло в лепет. Или лепет был, но вдруг угас, и ребенок замолчал или лепет стал монотонным.
  • С 8ми месяцев не реагирует на свое имя, интонацию запрещения и поощрения.
  • В год не появляются первые слова, а малыш не показывает по вашей просьбе игрушки, родственников, части тела. Не реагирует на простые слова без жестового подкрепления (пока-пока, привет, дай).
  • Ребенок вдруг стал бить себя по голове или тереть уши.
  • Наблюдаются сложности в развитии речи. Речь не развивается или развивается с большой задержкой.
  • У ребенка начали появляться первые слова, но он вдруг замолчал или рост словаря остановился.
  • В 2.5- 3 года ребенок говорит настолько невнятно, что его можете понять только вы.
  • Ребенок в 3-4 года говорит неграмотно: машина большой, дай мне вода, поставил стол (вместо поставил НА стол).
  • Ребенок вдруг стал говорить очень громко.
  • В речи ребенка наблюдаются постоянные звуковые замены. Смешивает звуки, схожие по звучанию и артикуляции:  Д на Т, Т на К, Б на П, Л на Н и т.д. (тарова вместо корова, панан вместо банан, койдем вместо пойдем, манако вместо молоко).
  • Логопед ставит звуки, а они никак не автоматизируются и не входят в речь. Ребенок их «теряет».
  • Ребенок постоянно переспрашивает, заметно теряется при общении в шумной обстановке.
  • Школьник допускает множество ошибок в диктантах, не дописывает окончания в словах, на письме путает схожие по звучанию звуки (штола вместо школа, тыплёнок вместо цыпленок, апоги вместо сапоги, сло вместо слон).
  • Школьнику поставлен диагноз дислексия.
  • Если взрослый человек стал постоянно переспрашивать, часто терять нить разговора, испытывать трудности при общении в шумной обстановке, ему кажется, что все постоянно «мямлят» или говорят слишком тихо, то это повод обратиться за проверкой слуха.

Помните, что у детей с нарушением поведения, внимания, задержкой и нарушением речи в первую очередь стоит исключить снижение слуха. Относитесь внимательно к своему слуху и слуху своего ребенка. Своевременное лечение или\и слухопротезирование значительно повышает качество жизни. А у детей предотвращает развитие грубых речевых нарушений и трудностей в общении и обучении.

Мельникова Людмила

Сурдопедагог, специалист по речевому развитию детей

Нет комментариев
Авторизация
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться!